Выход

... из моего романа

Я родилась в рабочем поселке нефтяников. Я всегда была некрасивой и знала об этом. Еще я заикалась, что очень раздражало людей, особенно мою старшую тетушку. Младшая тетушка меня жалела, потому что, считала себя виноватой в этом. Эта она, оставшись как-то одна с моим старшим братом, накормила его колбасой, отчего у него началась дизентерия. Через месяц после его похорон родилась я.

Я помню детский сад при заводе, где работал токарем отец. Помню как нас всех переодевали в одинаковую казенную одежду. Девочек в одинаковые платьица, мальчиков в рубашки и шорты с лямками. Летом детский сад жил около моря. Родители приезжали навещать по воскресеньям. Мы жили рядом с детским садом Управления промысловых дорог (УПД), но я ходила в детский сад завода "Красный пролетарий". Помню детей вокруг всегда было много. У каждого завода была подшефная школа и детский сад. Русские, азербайджанцы, армяне, евреи, татары и многие другие - после войны все жили одинаково.

Я помню свою первую учительницу Нину Владимировну, может быть потому, что она жила рядом. Имен остальных учителей не помню. В поселке было несколько заводов, они обслуживали нефтяные промысла. Помню как мы с бабушкой носили деду обед на работу. Дед был нефтяником, механиком. Помню его на тракторе рыжего, с черным улыбающимся нам лицом. По промыслам проходила узкоколейка - специальная железная дорога по которой ездил паравоз с прицепом. Достаточно было помахать рукой, он останавливался и подвозил встречных школьников. До школы было недалеко, но мы с удовольствием забирались на открытую платформу для перевозки людей и знали, что водитель следит за тем, чтобы все держались за перила.

Я хорошо училась в школе. Многие учителя были бывшими фронтовиками. Помню преподавателя русского языка и литературы у которого была ампутирована рука. Директор школы, тоже фронтовик, преподавал английский язык. Математику преподавала женщина, которая приехала к нам с мужем - фронтовиком после войны. Больше всех предметов мне нравилась математика. В старших классах я полюбила химию, особенно мне нравилось составлять химические формулы и придумывать виртуальные, теоретически возможные, но не существующие химические соединения. Учителя старались меня разговорить и делали все, чтобы я забыла про свой недуг. Я поняла это потом, когда навсегда уехала из поселка. Поняла, например, почему учитель географии, которого все называли Фрей и страшно боялись, что он вызовет к доске, меня вызывал каждый урок. Я привыкла к этому и не боялась говорить.

АВЧ был удивительно красивым молодым человеком. Единственный сын в многодетной семье, в окружении любящих родителей, старших сестер и многочисленных бабушек и тетушек, он слышал французскую и немецкую речь, играл на пианино и прекрасно танцевал.

Родительская квартира находилась в центре большого Города, в котором происходили разные события, от которых родители совсем не старались его отгородить, понимая, что чему быть - того не миновать. Квартира была маленькая по тем временам, трехкомнатная. Отец его был механиком, как он сам о себе говорил и часовых дел мастером. Мама была из бедной дворянской семьи. В одной комнате жили родители, в другой старшие девочки, в третьей жил АВЧ. Была еще большая прихожая и огромная кухня, которая заканчивалась комнатой для прислуги, из которой был отдельный выход во двор, так называемый "чёрный ход". Такая планировка квартир была обычной для Города. Со временем чёрный ход замуровывали и делали из комнаты для прислуги ванную или еще одну комнату. Бабушка с тетками жили неподалеку, в соседнем переулке, поэтому дети всегда были под присмотром и каждый день по нескольку часов им читали вслух классические произведения. Некоторые дети при этом засыпали, что всегда воспринималось с умилением, но чтение не прекращалось. Дом назывался монастырским, потому-что когда-то давно принадлежал соседнему монастырю. Ходили слухи о том, что от дома был подземный ход в монастырь. Рядом было старое, почти заброщенное кладбище, за ним кладбищенская церковь и женская гимназия, где учились сестры. АВЧ водили в мужскую гимназию, где он значился в числе лучших учеников. Особенно выделялось его знание русского языка. Он мог найти ошибку в тексте только взглянув на страницу. По совету тетушки он несколько раз прочел роман "Война и мир" Л.Н. Толстого, наслаждаясь языком и почти не вникая в сюжет.

Сестры вышли замуж и переехали. Также незаметно умер отец. Между тем в Городе случился переворот. В гимназии образовалась молодежная организация, которую неожиданно предложили возглавить АВЧ как самому высокому, красивому и умному парню. АВЧ это понравилось, тем более, что в организацию начали вступать девушки. В его комнате стояло пианино и проходили вечеринки с танцами. Там было единственное окно, которое выходило во двор и его будущая жена часто влезала к нему через окно, а иногда в форточку, так как на зиму окно заклеивали. Будущая жена жила в соседнем доме, в подвале. В подвалах тоже жили люди. Потом их жильцов начали расселять в новые квартиры. Вокруг начали появляться новые соседи. Почти все они были работниками одной Организации, появившейся вдруг рядом. Квартиры начали уплотнять. Мать переселила к себе старую бабушку с тетями, освободив их жилплощадь. В бывшую женскую гимназию стали ходить и мальчики. АВЧ руководил уже районной молодежной организацией и был счастливым, веселым и грамотным молодым человеком. Его заметили в Организации и взяли к себе, навсегда.

Тела всегда увозили за город на грузовиках. ... В тот день убили священников. Кто-то посетовал, что далеко везти, люди валятся с ног, устали. АВЧ вдруг вспомнил о старом кладбище совсем рядом. Ночью там вырыли большую яму, положили туда, закопали. Потом еще несколько раз. Рядом находился старый пятиэтажный жилой дом, где потом жили наши друзья. На месте старого кладбища еще грустили несколько надгробий когда начали строить вокруг бетонную стену. Когда было кладбище стены не было. Потом камни увезли, про кладбище забыли. Старый дом снесли. На этом месте теперь владения знаменитого нефтяного олигарха.

АВЧ ушел на Войну раньше, чем большинство остальных. Ушел раньше и воевал почти десять лет. Его будущая жена не стала ждать так долго и уже в первый год его отсутствия вышла замуж и родила сына. К тому времени, когда он наконец вернулся, она уже была одинока и благосклонно приняла его возобновившиеся ухаживания. АВЧ давно уже принадлежал не себе, а Организации, поэтому получив назначение в исправительно трудовой лагерь на Колыме, уехал туда c женой и приемным сыном. Я буду называть его сына здесь ВВВ. Он мой муж.

После окончания школы Я приняла решение поехать в Москву, и конечно в МГУ на мехмат. Со мной поехал отец. Остановились у его фронтового друга, чуть дальше от Таганки по Нижегородской. Я бывала раньше в Москве, отца посылали за хорошую работу на ВДНХ и он брал меня с собой. МГУ Я увидела впервые. Увидела внутри целый город со своей собственной жизнью. Огромные аудитории, коридоры, лифты, красивые люди. Тогда у меня осталось только одно желание. Я хотела остаться в этом городе навсегда. Меня записали наверное в одну из последних групп абитуриентов. Помню только мальчиков из Средней Азии, девочек не было. Было несколько подготовительных занятий. Помню, однажды Я сидела в большой аудитории почти наверху, открылась дверь и зашли опоздавшие и с ними мой отец, такой сгорбленный, неуклюжий и старый, что вокруг послышался смех. В этот момент Я впервые почувствовала, что мне стыдно за своего отца. Потом, много лет спустя Я поняла, что впервые это произошло именно там. Первым экзаменом была письменная математика. Я открыла листок с заданиями.... Я не видела раньше подобных задач и расстерялась. Я не была готова к такому. В школе нас обучали классической математике. Позже Я легко приняла математический анализ, аналитическую геометрию, высшую алгебру и затем топологию. А на том давнем, первом в моей жизни экзамене, Я решила только одну расчетную задачу, где было понятно чего от меня хотят. Группа была маленькая, человек десять "узбекских" мальчиков вокруг кажется тоже испугались. Мы с папой уехали из Москвы. Успели на вступительные экзамены в родном городе. Через неделю письменный экзамен по математике с почти такими же заданиями, Я сдала на четверку. Как оказалось, там не было ничего страшного. Надо было собраться и подумать. На следующий день после последнего экзамена Я увидела в Университете объявление, где абитуриентам, имеющим удостоверение участников республиканских математических олимпиад, предлагалось принести их в деканат. Я принесла таких два - за восьмой и девятый классы. На республиканскую олимпиаду попадали победители школьных, районных и городских олимпиад. Следующий пятый уровень назывался всесоюзной математической олимпиадой, на которую Я никогда не попадала. Девушка-секретарша открыла мои документы и сказала: "Можете оставить, но Вам это не обязательно, у Вас и так проходной бал." Так Я узнала, что поступила в АГУ - Азербайджанский государственный университет. Еще не были вывешены списки.

ВВВ ездил в школу на своей лошади. В Школе учились дети работников лагеря и спецпоселенцев. Они селились вокруг лагеря по своей или по чужой воле. Были обязательные уроки танцев. Желающих учили играть на пианино. Учителя тоже были из бывших заключенных. Занимались индивидуально с отстающими. ВВВ как-то встретил в Городе бывшую одноклассницу из спецпоселенцев. Они с удовольствием вспоминали школьные годы.

... Зимой сообщили о направлении к нему новой партии заключенных. Мест больше не было. АВЧ осмелился доложить об этом. Тогда дали понять что найдут ему замену. АВЧ знал за собой несколько других промашек и понял, что это последнее ему предупреждение. ... Вечером вошли в переполненную казарму где был шум. Заключенные дрались. Дали команду: "Ложись!". И в ту же секунду начали стрелять по тем, кто лечь не успел. На освободившиеся места заселили новых заключенных.

Выход
Ваш браузер не поддерживает рисование.